Согласно части 1 статьи 23.56 КоАП РФ установлено, что органы, осуществляющие региональный государственный строительный надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 9.4, 9.5, статьей 9.5.1 (в части административных правонарушений, совершенных лицами, осуществляющими строительство, реконструкцию объектов капитального строительства), частью 3 статьи 9.16, статьей 14.44 настоящего Кодекса.
Само понятие возбуждение дела об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении не являются тождественными, а также наделение указанными полномочиями органов РГСН в части возбуждения дела об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности не указывает, что два данных действия могут быть применены в одних и тех же случаях. Кроме этого, данные действия, которые Органы РГСН о выполняют, регулируются различными Главами КоАП РФ.
Из этого следует что полномочия по возбуждению дела об административном правонарушении и привлечение к административной ответственности являются независящими друг от друга полномочиями и исполняются должностными лицами органов РГСН исходя из требований (порядку), установленных Законом для исполнения каждого из полномочий.
Так в рамках РГСН по части 3 статьи 54 ГрК РФ органом РГСН может быть одновременно возбуждено дело об административном правонарушении и совершено действие о привлечении к административной ответственности в следующих случаях (при условии проведения КНМ во взаимодействии с контролируемыми лицами):
– возбуждение дела об административном правонарушении согласно требований пункта 1 части 3 статьи 54 ГрК РФ и привлечение виновных лиц к административной ответственности согласно частей 1, 2 и 3 статьи 9.4 КоАП РФ;
– возбуждение дела об административном правонарушении согласно требований пункта 3 части 3 статьи 54 ГрК РФ (в части требований установленных частью 2 статьи 52 ГрК РФ: наличие членства в СРО и привлечение ГИП) и привлечение виновных лиц по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ
– возбуждение дела об административном правонарушении согласно требований пункта 3 части 3 статьи 54 ГрК РФ (в части требований установленных частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ: наличие членства Застройщика в СРО) и привлечение виновных лиц по части 1 статьи 9.5.1 КоАП РФ.
Так в рамках РГСН по части 4 статьи 54 ГрК РФ уполномоченным органом может быть одновременно возбуждено дело об административном правонарушении и совершено действие о привлечении к административной ответственности в следующем случае (при условии проведения КНМ во взаимодействии с контролируемыми лицами):
– возбуждение дела об административном правонарушении согласно требований пункта 1 части 4 статьи 54 ГрК РФ и привлечение виновных лиц к административной ответственности согласно части 1 статьи 9.5 КоАП РФ.
Так в рамках полномочий, которыми уполномоченный орган, может совершено действие о привлечении к административной ответственности, при этом орган не имеет право составлять протоколы и возбуждать дело об административном правонарушении, в следующих случаях (при условии проведения КНМ во взаимодействии с контролируемыми лицами), на пример на основании вынесения прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении:
– ч. 2 статьи 9.5 КоАП РФ (нарушение сроков направления извещения о начале строительства, не уведомление о завершении сроков завершения работ, которые подлежат проверки);
– ч. 3 статьи 9.5 КоАП РФ (продолжение работ до составления актов об устранении выявленныхх нарушений обязательных требований);
– ч. 5 статьи 9.5 КоАП РФ (эксплуатация объекта капитального строительства без разрешения на ввод его в эксплуатацию);
– ч.ч. 2 и 3 статьи 9.5.1 КоАП РФ (касающиеся нарушения требований к лицам, допустившим нарушения положений градостроительного законодательства и с которыми заключен договор (контракт) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
То есть как установлено, что не во всех случаях легитимным будет являться привлечение к административной ответственности по статьям 9.4, 9.5 и 9.5.1 КоАП РФ, контролируемых лиц, по результатам КНМ РГСН. И это некий общий подход, так сказать правовая база состоящая из позиции, которая позволит перейти к дальнейшему пониманию вопроса как избежать в том или ином случае административной ответственности по статьям 9.4, 9.5 и 9.5.1 КоАП РФ.